ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

(РОССТАТ)

Стенограмма заседания Общественного совета (№ 1/ 16, 2014 года)


20 мая  2014 года                                                                                                    г. Москва

 

Председатель: Ясин Е.Г. научный руководитель НИУ ВШЭ, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

 

Ясин Е.Г.: Здравствуйте, дорогие друзья. Предлагаю утвердить Якова Моисеевича Уринсона заместителем председателя Общественного совета. Кто желает высказаться? Нет желающих. Кто за то, чтобы избрать его заместителем председателя Общественного совета. Против? Воздержавшихся  нет.

1.      Декларация. Цели и задачи Федерального плана статистических работ и плана деятельности Росстата.

Егоренко С.Н. (начальник Управления организации статистического наблюдения и контроля): Добрый день, уважаемые коллеги. Мы представляем цели и задачи Росстата на 2014 г. Делаем мы это в соответствии с апрельским решением Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

Но, кроме исполнения этого решения, это прекрасная возможность показать, чем мы занимаемся в 2014 году, и какие принципиально новые работы проводим по сравнению с нашей предыдущей деятельностью.

После рассмотрения вопроса на Общественном совете мы планируем разместить декларацию на сайте и довести ее до наших основных референтных групп, чтобы получить отклики и установить обратную связь с нашими основными потребителями.

Во-первых, представлю на ваше рассмотрение план деятельности на 2013 - 2014 годы. Расскажу об основных работах на 2014 год. Кратко освещу новые разработки, изменения, как в разрезе федерального плана статистических работ, так и работ, которые мы выполняем в рамках мониторинга выполнения указов Президента.

Цель нашего ведомства - предоставление актуальной и достоверной статистической информации всем категориям пользователей, соответственно для принятия управленческих решений и для удовлетворения информационных потребностей.

План условно разделен на два раздела, которые не менялись с момента утверждения планов в 2013 году. Это, во-первых, реализация Федерального плана статистических работ и, во-вторых, обеспечение формирования официальной статистической информации для мониторинга реализации указов Президента.

План акцентирует внимание именно на реализации майских указов Президента. Однако мы со своей стороны не ограничиваемся только майскими указами, мы дополняем второй раздел плана периодически всеми поручениями, реализация которых требует организации соответствующего мониторинга с нашей стороны.

План предусматривает отслеживание реализации документа по двум целевым показателям: количество работ, выполняемых в рамках федерального плана, и показатель уровня доступности информации. Эти показатели являются также ключевыми в нашей государственной программе. По первому показателю диапазон от 640 до 650 работ и уровень доступности поддерживаем на неизменном уровне 100%.

Переходим к первому разделу – «Реализация Федерального плана статистических работ». Краткие характеристики представлены на слайде. Мы проводим около 250 статистических наблюдений в год и обрабатываем более 13 млрд показателей ежегодно. Но и кроме Росстата в реализации плана принимает участие еще 68 субъектов официального статистического учета. За последние полтора года мы неоднократно вносили изменения в Федеральный план статистических работ. Накопилось 10 актов, 10 распоряжений Правительства, последние были приняты пару месяцев назад, ниже расскажу, что это были за изменения. Основных работ, естественно, больше, но хотелось бы акцентировать внимание на следующих. Мы начинаем подготовку к проведению двух крупных обследований в этом году, в частности, Всероссийской  сельскохозяйственной переписи 2016 года. Мы утвердили календарный план подготовки и проведения этого мероприятия, который действует с 2014 года. Мы должны уже в 2014 году обеспечить реализацию комплексных мероприятий по нормативному методологическому организационному обеспечению этого крупномасштабного обследования, прежде всего, разработать переписные листы и инструкции к ним.

Следующее крупное обследование, к которому мы уже начали готовиться, - микроперепись населения 2015 года. Планируем разработать программу обследования, бланки опросных листов и все необходимые методологические материалы. Что касается базовых таблиц «затраты - выпуск», то в этом году завершаем работу по их формированию, в 2015 году они будут представлены Правительству.

Еще одна важная работа - переход на новые классификаторы видов экономической деятельности, которые гармонизированы с последними международными аналогами. Эти два классификатора видов экономической деятельности внедряют с 1 января 2015 года, и весь год мы посвятим подготовке к этому переходу. Классификаторы можно охарактеризовать как имеющие значительные структурные изменения по сравнению с предыдущими версиями, поэтому предстоит провести масштабную работу по перекодированию практически всех информационных ресурсов и по пересчету ретроспективных динамических видов.

Новые наблюдения и статистические обследования разработок представлены на слайдах. Обследование труда мигрантов, обследование суточного фонда времени – мы это проводим впервые, а мониторинги и формирование выходной информации публикуем на основе уже собираемых нами данных. В этом году эта работа будет выполнена впервые.

Несколько слов об изменениях, которые были внесены в Федеральный план статистических работ за последние полтора года. Их можно разбить на три категории. Появились новые разделы. В частности, в федеральный план внесены разделы, связанные с формированием показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и руководителей субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Всего в этих двух разделах содержится более 60 показателей. В формировании показателей принимают участие многие ведомства, большинство показателей за Росстатом. Так же произошла актуализация некоторых разделов. Например, были разделы по эффективности деятельности органов исполнительной власти и субъектов, органов местного самоуправления муниципальных районов. Внесены достаточно существенные изменения, теперь у этих двух разделов суммарно находится более 100 показателей, большинство этих показателей формируются Росстатом. Добавили ряд новых работ, примером является проведение мониторинга числа граждан, использующих механизм получения услуг в электронной форме. Эту работу осуществляем в соответствии с указом Президента РФ. Другим примером является формирование ряда новых показателей, которые раньше не были предусмотрены федеральным планом. Второй раздел, это обеспечение формирования информации для мониторинга реализации указов Президента РФ, в основном речь идет о майских указах.

Внесены изменения в марте текущего года, это было связано с теми решениями, которые были приняты на заседании Правительства в начале этого года. Так же мы отслеживаем все нормативные акты и, в случае необходимости, внесения изменений в план.

Изменения, которые были внесены в план, касаются внесений принципиально новых мероприятий, появилось поручение по созданию системы   статистической оценки технологического развития отраслей. Планируем завершить создание этой системы совместно с рядом других органов исполнительной власти в 2014 году.

Статистику начнем давать, начиная с 2015 г., уже в нашей системе. Около 70 показателей, которые разбиты по отраслям экономики. Это без учета предложений ряда ведомств, которые продолжают в наш адрес поступать. Кроме того, включены ряд показателей, три ключевых показателя по использованию эко-моторного топлива. По биотехнологиям планируем завершить все работы, связанные с совершенствованием статучета в этой области, с участием ответственных ведомств, к концу этого года.

Можно проследить ключевые события, которые разделены поквартально. В первом квартале сконцентрирована основная масса контрольных событий, по второму кварталу контрольные события выполнены, а по третьему и четвёртому кварталам мы ведем соответствующие работы. 

Необходимо отметить, что в последние месяцы появились новые задачи, которые не нашли своего отражения ни в федеральном плане, ни в государственной программе, ни в плане деятельности.

Тем не менее эти работы потребуют максимальной концентрации от нас, естественно, выделения в наш адрес дополнительного финансирования. Хотелось бы отметить те работы, которые мы хотим провести по мониторингу социально-экономического развития арктической зоны, будет формироваться статистическая информация по природно-охранным расходам.

Хотелось бы подробно остановиться на формировании статистической  информации по Крыму и Севастополю.

2014 год определен в качестве переходного, и, начав эту работу во втором квартале, мы столкнулись с рядом проблем, которые пытаемся решить; в частности, обработка статистических  данных по Крыму и Севастополю до настоящего времени осуществлялась централизованно в Киеве. Это привело к сложностям на переходном этапе. Также мы констатируем расхождения в методологии формирования показателей. Кроме того, использовались разные версии классификаторов, что сказывается негативно на продвижении этой работы.

Материально техническая база двух новых территориальных органов не позволяет обеспечить в текущий момент реализацию федерального плана в полном объеме. Мы незамедлительно приняли соответствующие меры. Была принята дорожная карта действий Росстата по формированию официальной статистической  информации на переходный период до 1 января 2015 года. И в течение этого месяца мы выпустили 12 приказов, которые обеспечивают нашу систему деятельными указаниями относительно формирования статистической  информации в переходный период. Например, уже начали организацию сбора данных по потребительским ценам в Крыму. Пришлось уточнить номенклатуру наблюдаемых товаров, определить вес по каждому товару, рассчитать специализированную формулу расчета индекса потребительских цен именно для двух новых субъектов, вынуждены были разработать специализированные расчетные таблицы и сделать пересчеты по первому кварталу.

В данный момент отсутствует программное обеспечение. Наши территориальные органы вынуждены организовывать работу по заполнению таблиц вручную, и информация передается в центр в том виде, который необходим для формирования индекса потребительских цен.

С 1 января 2015 года планируем в полном объеме перейти на формирование официальной статистической  информации по двум новым субъектам в соответствии с Федеральным планом статистических  работ в полном объеме.

Ситуация с финансированием статистической подпрограммы, которая реализуется в рамках государственной программы экономического развития, инновационной экономики, весьма тяжелая. По ряду работ недофинансирование либо превышает 50 %, либо составляет 100 %. Это ставит под угрозу само проведение крупных обследований.

Ясин Е.Г.: Вопросы  есть?

Надоршин Е.Р. (главный экономист АФК «Система») Разработка все еще базируется на концепциях СНС 1993 года. Если это так, то есть ли у Росстата какие-то предварительные наметки о более систематическом подходе к началу этой работы?

Суринов А.Е. (руководитель Росстата): Сейчас мы говорим о работах над таблицами «затраты - выпуск» 2016 года и постепенно движемся к СНС-2008, у нас есть план движения. В таблицах за 2016 год в полном объеме реализуем все принципы СНС-2008. Сегодня главное решить проблему СНС 1993 года. Здесь мы уже на завершающем этапе. Движение будет постепенным. Думаю, что плавно и без рывков перейдем к СНС-2008.

Ясин Е.Г.: В 2016 году выйдет публикация, готова будет работа?

Суринов А.Е.: Мы обследуем в 2016 году структуру затрат, и потом идет традиционная работа. Сейчас завершаем работу над материалами, которые собрали за 2011 год. Надеюсь, что наш опыт поможет сократить сроки обработки. Структура экономики более сложная, чем в СССР. Бизнес не всегда готов раскрывать данные. Военное имущество очень сложно учесть - большой объем нераскрываемой информации. Если говорить о военном имуществе, то только австралийцы смогли его посчитать у себя.

Овчарова Л.Н. (директор Независимого института социальной политики): Написано, что по обследованию занятости населения на 2015 год 100 % дефицит бюджета. Это означает, что не будет обследования в 2015 году?

Егоренко С.Н.: В 2014 году мы не выделили ни копейки на это обследование, но мы его проводим. Мы заняли финансовые средства у другого обследования, хотя тем самым понизили его качество. Это было обследование труда мигрантов. Мы до минимума сократили финансирование обследования труда мигрантов, сократив программу обследования, число респондентов, вопросник. Таким образом, мы вряд ли получим по обследованию мигрантов ожидаемые результаты. Как решать эту проблему в 2015 году, пока сказать сложно.

Суринов А.Е.: Обследование рабочей силы - это базовое обследование и не делать его мы не имеем права.

Чудиновских О.С. (заведующий сектором лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. Ломоносова): По результатам заседания сформулировала бы такой пункт: «Общественный совет озабочен информацией о том, что на базовые обследования дефицит финансирования составляет 100 %».

Надоршин Е.Р.: Вопрос касается присвоения ОКВЭД. Зачастую ОКВЭДы не соответствуют тем, что присвоила статистика. Особенно это заметно по оптовой торговле, которая по основным средствам опережает энергетику, добычу полезных ископаемых, транспорт. Приведет ли введение нового ОКВЭД к тому, что улучшится качество исследований с точки зрения реальной деятельности предприятий?

Егоренко С.Н.: Хотел бы отметить, что вид деятельности определяет само предприятие, и мы не можем диктовать предприятию, какой вид деятельности определять в качестве основного. В наших разработках, пользуясь определенными методиками, мы пытаемся установить истинный вид деятельности. Все разработки идут по уточненным видам деятельности, которые наиболее приближены к реальной жизни. ОКВЭДов никто не видит, но они позволяют нам приготовить финальный продукт таким образом, чтобы он был наиболее качественным. Предприятие само заинтересовано в присвоении правильного ОКВЭД.

Суринов А.Е.: Мы только в статистических целях окрашиваем предприятия в разные цвета и определяем основную деятельность в соответствии с нашей методикой. Мы не можем решить за предприятие. Мы немного отстали в ведении новых классификаторов. Нагоним.

Егоренко С.Н.: Мы продолжаем работу по формированию новых ОКВЭДов, в том числе и на аспектных   группировках, которые позволят нам собирать информацию, сгруппированную по привычным для пользователей критериям, потому что новый ОКВЭД не позволяет этого делать и международные организации, ничего не говорит об собирательных аспектных группировках. Но мы со своей стороны этот вопрос прорабатываем.

Всеволод Чаплин (председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата): Предполагается провести мероприятия интеллектуально-емкие, очень важные для определения будущих векторов развития страны. В частности, микроперепись населения 2015 года, социально-демографическое обследование и выборочное наблюдение за использованием труда мигрантов. Предполагаются какие-то общественные мероприятия или обсуждения итогов этих исследований?

Суринов А.Е.: Запланирована конференция, посвященная микропереписи населения, где будет обсуждаться его подготовка. Мы взаимодействуем с экспертным сообществом. Что касается исследований труда мигрантов, то здесь тоже прошло обсуждение вопросника со специалистами в сфере миграции. Вопрос в деньгах. Основную информацию по мигрантам мы соберем.

Ясин Е.Г.: Общественный совет - дело сравнительно новое, он должен как то участвовать в дискуссиях. Остается вопрос: внутренняя дискуссия относительно содержания обследования, таблиц и т.д. Другое дело - изучение результатов, из которых будет ясно, что нужно делать потом.

Московский Ю.В. (директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»): Как статистика по Крыму будет включаться в российскую, как это можно будет отследить? Как вы находите мигрантов для опроса?

Суринов А.Е.:  Мы ищем мигрантов только когда проводим перепись населения. А это обследование предполагает обследование частных домохозяйств, которые находятся в России. И независимо от того мигранты они или нет, мы опрашиваем эти домохозяйства. Мы ищем того, кто нанимает мигрантов. Мы не гарантируем стопроцентное качество, мы не гарантируем, что вы узнаете истину. Все будет зависеть от того, насколько доброжелательны будут респонденты. Сами вопросы  подразумевают, что будут хорошие выходные данные.

Что касается статистики на Украине, то она очень похожа на российскую, формировалась на тех же принципах. Там работают очень высококвалифицированные профессионалы.

Краткий ответ на вопрос об искренности ответов по занятости мигрантов. У физических лиц работают люди, которые покупают патент, уже предполагается, что это замена налога на заработную плату. Поэтому это немножко другая ситуация. Относительно недофинансирования. Знаю, где взять дополнительные деньги. В связи с переходом на новую методологию текущего учета миграции объем ручной работы по обработке бумажных носителей, кодировки, вводу их в компьютеры увеличился почти вдвое.

Чудиновских О.С.: Почти каждый год ваши сотрудники обрабатывают больше 4 млн документов на  бумажных носителях. ФМС в течение 6 лет разрабатывает программный аппаратный комплекс под названием «Территория», который позволит компьютеризировать учет миграции граждан РФ. Работа идет медленно.  ФМС хочет сменить разработчика программного обеспечения. Это еще на несколько лет отложит решение важнейшей проблемы. Может быть каким-то образом координировать действия с ФМС?

Суринов А.Е.: Мы пытаемся договориться с руководством ФМС, но вмешиваться в дела другого федерального органа  исполнительной власти неэтично. Я могу действовать только в рамках определенного регламента.

Московский Ю.В.: Предполагается, что грядущая Всероссийская перепись населения будет обязательной для всех находящихся на территории РФ, а сейчас участие добровольно?

Суринов А.Е.: Я считаю, что она должна быть обязательной. Концепция, которую мы разработали по внесению изменений в закон, это предусматривает.  Мнение нашего Общественного совета таково, что обязывать не надо.

Соколов О.В. (секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства): Может, есть смысл, определяя приоритеты сосредоточиться на обследовании по объему занятости, посвятить заседание Общественного совета только этому обследованию, пригласив специалистов, оппонентов и сторонников, Минэкономики, Минтруд, Минфин?

Ясин Е.Г.: Через два совета рассмотрим предложение, мы уже запланировали тему к обсуждению. Предлагаю информацию принять к  сведению. Возражения, дополнения, иные предложения есть? Предложений нет. Принято.

 

2. Предложение Росстата по организации общественного обсуждения экспертного сопровождения стратегических документов.

Егоренко С. Н.: Заострю ваше внимание на разъяснении принципов открытости, механизмах их реализации и на том, как Росстат в своей практике реализует эти механизмы.

Открытость федеральных органов исполнительной власти предполагает соблюдение четырех основных принципов: информационная открытость, понятность, вовлеченность гражданского общества и подотчетность. В январе Правительством РФ была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В этой Концепции были определены основные механизмы реализации ранее озвученных принципов открытости. Ключевыми механизмами является реализация принципа информационной открытости, обеспечение работы с открытыми данными, обеспечение доступности нормативных и стратегических документов, общественное обсуждение, экспертное сопровождение плана деятельности и формирование публичной отчетности.

Росстат обеспечивает реализацию всех этих механизмов. В частности, за последние два года приняты важные документы. О плане деятельности сегодня говорили. Ежегодно Росстат принимает план общественного обсуждения экспертного сопровождения реализации плана деятельности. Также разработан проект плана Росстата по реализации Концепции открытости. Документ мы отправляли на общественное обсуждение, вывешивали на сайте, направляли в Правительство РФ. Консультировались у компетентных специалистов из «Открытого правительства», теперь дорабатываем документ.

На основе федеральной «дорожной  карты» мы разработали свой план действий на текущий и следующий годы по публикации открытых данных. В соответствии с Законом о статистике вся официальная статистическая информация является общедоступной и предоставляется всем категориям пользователей на бесплатной основе.

Для реализации этой функции, мы используем все доступные механизмы распространения информации: интернет-портал Росстата и всех территориальных органов, единую межведомственную информационно-статистическую систему ЕМИСС, наши традиционные печатные издания. Кстати, планируем сократить издания и публикации в печатном виде, переходим на выпуск в электронном виде.

По выполнению принципа информационной открытости с помощью механизма открытых данных будет отдельный доклад. Хотел отметить, что недавно Фондом свободы информации был проведен аудит открытых данных, и Росстат оказался на первом месте среди органов исполнительной власти.

В 2014 году планируем опубликовать основные данные в формате открытых данных, которые будут интересны пользователям, экспертному сообществу. Перед нами стоят новые задачи по визуализации информации для широких кругов пользователей.

Ежегодно утверждаем планы общественного обсуждения и экспертного сопровождения. План 2013 года предусматривал реализацию по трем направлениям: экспертная оценка планов деятельности, публичное представление плана, общественная и экспертная оценка реализации. В 2013 году план был направлен в Правительство РФ и одобрен. В том же году план был полностью реализован. Таким образом, первый блок вопросов, связанный с экспертной оценкой плана деятельности, полностью выполнен, и мы приступили к более активной реализации публичного представления и общественной оценки его реализации.

Кроме того, эта работа связана с выделением определенных референтных групп и с установлением соответствующих коммуникационных платформ для доведения до референтных групп статистической информации.

Мы создали карту групп на сайте. Определили шесть основных референтных групп, по которым работаем индивидуально, устанавливая удобные и понятные для каждой из них коммуникационные платформы. Используем стандартные ключевые инструменты для обратной связи.

Следующий принцип открытости - это формирование публичной отчетности. Вся информация представлена на нашем сайте. Основным отчетным документом является доклад о результатах деятельности. Важная работа связана с обращениями граждан. Мы не только обеспечиваем удовлетворение всех обращений граждан и организаций, но еще и информируем об этом пользователей портала gks.ru.

Работа осуществляется в рамках двух государственных услуг: предоставление официальной статистической информации и обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности. На сайте размещаем всю актуальную информацию по вопросу. Создан специальный раздел «Информация о работе с обращениями граждан», где представлен график приема граждан, инструкция по рассмотрению письменных обращений и информационный обзор обращений граждан.

Наиболее часто задаваемые вопросы касаются цен, бухгалтерской отчетности. Респонденты запрашивают коды общероссийских классификаторов, много вопросов по форме статистической отчетности.

Мы планируем расширить и углубить работу с референтными группами. В частности, за счет проведения социологических обследований. Первые социологические обследования мы провели в начале года. С результатами можно ознакомиться на нашем сайте.

Краткая характеристика обследования. Мы рассматривали референтную группу. Эксперты опросу подвергли членов научно-методологического совета при Росстате. Проведено обследование на основе методики оценки качества общественного обсуждения экспертного сопровождения, которая разработана рабочей группой при Правительственной комиссии по Открытому правительству.

В соответствии с методикой мы интересовались мнением экспертов по следующим основным направлениям открытости: информированность, вовлеченность, удовлетворенность нашей продукцией понимание деятельности. В целом значения индексов по каждой из четырех категорий колеблются от 2,7 до 3,5. При этом 88% экспертов считают, что действия Росстата прозрачны и понятны.

Эксперты отмечали определенные недочеты и пожелания в адрес Росстата. Например, они считают, что мы могли более полно освещать нашу деятельность в СМИ, необходимо более полно представлять информацию на официальном сайте, необходимо расширить формы и методы информирования граждан о роли и значимости работы, которую мы выполняем. Готов  ответить на  Ваши вопросы.

Овчарова Л.Н.: Работаете ли вы со своими территориальными органами по соблюдению ими принципов открытости?

Егоренко С.Н.: Мы приложили огромное усилие, чтобы сформировать единый портал Росстата, где все территориальные органы имеют единообразную оболочку для создания своих сайтов, и наполняют их только той информацией, которой позволяет оболочка. 

Чудиновских О.С.: Если регионы все однообразные данные собирают, то они тогда и в ЦБСД должны их сдавать?

Суринов А.Е.: В Росстате принято решение о создании единого хранилища. ЦБСД один из источников этого хранилища. 

Ясин Е.Г.: Есть еще  желающие  выступить? Нет. Предлагаю  информацию принять к сведению. Возражения есть? Принимаем к сведению.

 

3. Предоставление пользователям официальной статистической информации в машиночитаемом виде. Открытые данные: планы и приоритеты Росстата.

Оксенойт Г.К. (заместитель руководителя Росстата): В 2013 году Россия присоединилась к международной Хартии по открытым данным. Была создана рабочая группа Правительственной комиссии и по координации деятельности Открытого правительства, совет по открытым данным. Приняты базовые законодательные нормативно-правовые акты и методические рекомендации, начата работа по публикации открытых данных на федеральном и региональном уровнях, запущен федеральный портал открытых данных РФ. Росстат участвует в этой работе с 2013 года.

Результат: в формате открытых данных опубликованы итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, 57 наборов открытых данных, в том числе численность населения России, федеральных округов, субъектов городских округов, муниципальных районов и городских поселений. Всего статистическому  наблюдению подверглось свыше 20 тыс. муниципальных образований.

Опубликован индекс потребительских цен на товары и услуги, 12-месячных наборов данных за январь, декабрь 2013 года по России, федеральным округам и субъектам Российской Федерации в целом, по отдельным группам и 508 видам товаров и услуг.

Опубликован индекс потребительских цен на отдельные виды и группы товаров и услуг. Это 100 пилотных наборов открытых данных, опубликованных Росстатом в июле 2013 года, дальнейшая публикации отдельных наборов открытых данных по индивидуальным и групповым индексам потребительских цен прекращена в соответствии с рекомендациями доклада об итогах реализации в 2013 году.

Концепция размещения госорганами и органами местного самоуправления, информация о своей деятельности в формате открытых данных, подготовленного НИУ ВШЭ и Фондом информационной культуры.

В соответствии с требованиями нормативных документов были опубликованы наборы открытых данных: реестр территориальных органов Росстата, реестр подведомственных организаций Росстата, реестр вакантных должностей, сведения о проверках, проводимых в ТОГС в 2013 году, выводы и предложения по результатам комплексных проверок ТОГС и план проведения комплексных проверок в 2014 году.

Основные моменты взаимодействия с Советом по открытым данным в 2013 году. В сентябре на Совете по открытым данным был заслушан доклад Росстата о результатах и планах деятельности по раскрытию данных в машиночитаемых форматах. По его итогам принят протокол. В соответствии с ним Росстатом подготовлен и в конце ноября представлен Совету по открытым данным проект «дорожной карты», план мероприятий по публикации в формате открытых данных официальной статистической информации, формируемой Росстатом, на 2014 - 2015 годы, которые предварительно были заслушаны и одобрены Общественным советом при Росстате 21 октября 2013 года.

В соответствии с проектом «дорожной карты» предполагалась публикация в формате открытых данных всей формируемой Росстатом официальной статистической информации, включая полные итоги Всероссийской переписи населении 2010 года, вплоть до муниципального уровня.

Это все данные Росстата, которые загружены в ЕМИСС, статистический регистр Росстата: база данных по ценам, база данных по показателям муниципальных образований, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и ряд других данных.

Общая сумма необходимого дополнительного финансирования на 2014 - 2015 годы в соответствии с технико-экономическим обоснованием к «дорожной карте» составляла 109,6 миллиона рублей. Технико-экономическое обоснование было направлено в Совет по открытым данным вместе с «дорожной картой».

По результатам того же доклада Советом по открытым данным было рекомендовано Минкомсвязи, Минэкономразвития подготовить и рассмотреть на площадке Совета по открытым данным предложение по развитию программного и технологического обеспечения ЕМИСС в целях предоставления содержащейся в ЕМИСС официальной статистической информации в формате открытых данных. Минкомсвязи совместно с Минэкономразвития, Минфином и членами Совета по открытым данным поручено подготовить предложение о возможности финансирования работ по представлению информации в формате открытых данных в рамках госпрограммы информационное общество 2011 - 2020 годы.

30 января 2014 года распоряжением Правительства РФ была утверждена концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, включающая деятельность по публикации открытых данных. Письмом Департамента Правительства по формированию системы «Открытое правительство» 21 февраля 2014 года до Росстата были доведены план действий по реализации Хартии по открытым данным, утвержденный решением Совета по открытым данным в 2013 году, и проект плана мероприятий «дорожной карты», подготовленные Советом по открытым данным.

В соответствии с планом действий и планом мероприятий был сформулирован перечень статистических показателей, который ожидается от всех федеральных органов исполнительной власти, в том числе от Росстата.

До Росстата было доведено, что в соответствии с указанным выше распоряжением Правительства предполагается реализация концепции, в том числе публикация открытых данных будет осуществляться ФОИВами в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований, предусмотренных ФЗ «О Федеральном бюджете» на очередной финансовый год и плановый период на руководство и управления в сфере установленных функций.

Сейчас мы имеем полное отсутствие дополнительного целевого финансирования на публикацию открытых данных. Недофинансирование текущих потребностей Росстата на эксплуатацию ИВС Росстата. Мы имеем плановое завершение в 2013 году публикации официальных итогов Всероссийской переписи населения-2010 и финансирование всех работ по Всероссийской переписи населения-2010, и имеем невозможность выполнения работ по публикации открытых данных собственными силами, а не только на основе аутсорсинга. С учетом этих условий и с учетом проекта «дорожной карты» открытые данные РФ, подготовленные Советом по открытым данным. В части публикации данных из ЕМИСС и/или итогов ВПН-2010 на субфедеральном уровне, Росстат нашел возможность финансирования работ в 2014 году в размере 2 млн руб. Это будет включено в уточненный план график размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных нужд на 2014 год.

В настоящее время идет подготовка технического задания. Почему сложно предварить результат? Потому, что это аукцион и итоги его непредсказуемы. В части данных статистического регистра о важности публикации этой информации Совет по открытым данным неоднократно упоминал. Мы нашли такой выход, как изыскание возможности публикации регистра на некоммерческой основе в сотрудничестве с заинтересованными внешними организациями и в настоящее время ведется проработка юридических и технических вопросов с потенциальными партнерами.

Официальные итоги федерального выборочного наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей подготовлены. Планируем обеспечить публикацию открытых данных в плановом порядке (требования публикации итогов в формате ОД включено в ТЗ и ЭО при подготовке обследования).

В части публикации итогов Всероссийской переписи населения на муниципальном уровне и публикации общероссийском классификаторов технико-экономической информации могу  отметить, что в настоящее время у Росстата возможности публикации полных данных отсутствуют, за исключением ОКПО, публикация которого в формате открытых данных планируется в составе информации статистического регистра.

Несколько слов о подходах к дальнейшей работе в этой области. Требования публикации в формате открытых данных было включено в техническое задание на развитие ЕМИСС, в соответствии с которым (с техническим заданием) Минкомсвязи уже был проведен конкурс и заключен государственный контракт, предусматривающий реализацию функции предоставления пользователям доступа официальной статистической информации в формате открытых данных не позднее 1 июля 2014 года.

Продолжит начатую практику включения требований по публикации официальных итогов в формате открытых данных в технические задания и экономические описания при организации новых федеральных статнаблюдений, проводимых Росстатом. Публикация будет осуществляться в плановом порядке, если будет выделено финансирование.

Идет поиск партнеров и изыскание возможности для завершения публикации официальных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года и публикация в формате открытых данных другой статинформации и классификаторов на некоммерческой основе в сотрудничестве с заинтересованными внешними организациями.

Бегтин И.В.: Все-таки хочется еще раз поднять тему работы с базами данных Росстата и их публикацией в машиночитаемом виде. Понятно, что это достаточно трудоемко, но нам, профессиональным пользователям, да и вообще аналитикам, хочется видеть всю информацию в машиночитаемом виде.

Суринов А.Е.: Думаю, что мы должны предоставлять информацию всем пользователям, даже непрофессиональным и просто интересующимся. Будем максимально стараться выполнить требования Открытого правительства по открытым данным.

Ясин Е.Г. Понимаем, что Росстат максимально старается  выполнить рекомендации по открытым данным. Есть предложение принять информацию к сведению. Возражения есть? Нет.

 

«Информация о плане–графике крупных закупок Росстата на 2014 год».

Суринов А.Е. По закону общественному обсуждению подлежат закупки свыше 1 млрд рублей. В Росстате  таких закупок нет. И предмета обсуждения, как говорится, тоже нет.

Ясин Е.Г. Предлагаю принять информацию к сведению. Повестка дня исчерпана. Спасибо.